На рынке офисной недвижимости Москвы объем купленных и арендованных площадей во 2-м квартале 2009 года составил 437 230 кв. м, что на 83% выше, чем в первом квартале. Об этом говорится в обзоре компании British Property.
По словам экспертов, большей частью это продления договоров аренды и пересмотр условий действующих контрактов. Поглощение на рынке аренды составило 310 тыс. кв. м. Еще 48 тыс. кв. м. было продано.
Дисбаланс между ценой спроса и предложения по-прежнему тормозит активность по сделкам. Однако в последние месяцы наблюдается некоторое оживление спроса. Особый интерес к отдельно стоящим зданиям - особнякам класса А или В, в пределах Садового кольца, площадью 500-2000 кв. м. Цена аренды: класса А - $550-800 за кв.м.; класса В - $200-600 за кв.м.. Несмотря на снижение ставок, сделок по продаже практически нет. Для класса А запрашиваемая цена продажи составляет 8 тыс. за офисный квадрат; класса В+ - -6 тыс.; класса В- - 3 тыс. На качественные офисы с центральным местоположением цена продажи может сильно варьироваться ($2,5-10 тыс. за кв. м), говорится в обзоре.
Эксперты отмечают, что до кризиса низкая обеспеченность площадями вынуждала арендаторов соглашаться на предварительные договора аренды. В первом полугодии 2009 года таких договоров вовсе не было.
По данным компании, объем строительства и реконструкции офисных площадей классов А и В составил около 315 тыс. кв. м. На сегодня общий объем этих классов составляет 10,8 млн. кв. м. Продолжает увеличиваться объем качественного предложения (уже сдано более 1,3 млн. кв. м). К концу года эта цифра может удвоиться.
По оценкам аналитиков, уровень вакантных площадей для класса А - 16,5% (21,2% с учетом субаренды); класса В - 17,6%. Свободные помещения в основном представлены новыми бизнес-центрами.
По мнению экспертов, на рынке офисной недвижимости «дно» еще не достигнуто, неизбежна корректировка цен вниз. В 3 квартале ожидается дальнейший незначительный рост спроса на офисные помещения класса А и В, а также вывод на рынок новых интересных и качественных объектов.