Меню раздела

Наши проекты

ОПРОС

Можете ли Вы себе позволить отпуск за границей?
Да, поеду обязательно, заодно приценюсь к зарубежной недвижимости (41%)
Вряд ли, максимум отправлюсь на юг России (13%)
На даче тоже можно хорошо отдохнуть (19%)
Какой отпуск в кризис?! (28%)



Показать все опросы →

Темы недели

Смерть после смерти

Версия для печати
Теги не заданы
Комментариев: 0

4 декабря аукционными торгами будет завершена 76-летняя история завода, известного под именами МЗМА, КИМ, АЗЛК, "Москвич"

В деле предприятия, вот уже пять лет находящегося в состоянии клинической смерти, видимо, будет поставлена точка. Совет кредиторов на заседании проголосовал за выставление на торги имущества "Москвича". Всего планируется выставить два лота. Первый - 54 объекта недвижимости, принадлежавших ОАО. Их все-таки решили не делить. Стартовая стоимость - 5,51 млрд рублей. Второй - 14 единиц технологического оборудования, характеризуемого значительной степенью износа. Стартовая цена - 28 млн. рублей.

Даже если на эти лоты найдется покупатель, выручка торгов покроет едва ли 25 процентов чудовищного долга завода.

Долги тяжкие…

События, предшествующие банкротству, имеет смысл рассмотреть подробно. Итак, в конце 80-х АЗЛК получает кредит на строительство собственного моторного завода. Закупается оборудование, которое… практически растворяется на просторах СССР. Позже огромные ящики с технологическими линиями нашли в шести разных городах. Одним словом, оборудование пропало, а кредит повис. Время шло, и проценты по долгу росли.

В 1993 году, по указу Бориса Ельцина, завод был приватизирован и переименован из АЗЛК в ОАО "Москвич". Но ожидаемых результатов приватизация не принесла. Через год начался спад производства, в 1995 году впервые был остановлен главный конвейер. Не помогли ни смена руководства, ни попытка при финансовой и моральной поддержке Правительства Москвы в лице мэра столицы Юрия Лужкова выпустить новые модели. Возможно, если бы в то время предприятие передали в ведение города, его можно было бы спасти. И, справедливости ради, отметим, что некие шаги все-таки предпринимались.

Так, в апреле 1997 года Б. Ельцин подписал еще один указ - о передаче 59,07-процентного пакета акций ОАО "Москвич" в собственность города. Но вмешался Российский фонд федерального имущества (РФФИ): чиновники заявили, что акции будут переданы городу лишь в том случае, если Москва погасит задолженность завода по кредиту - на тот момент с процентами она уже составила 700 млн. рублей. Такая постановка вопроса руководство города, естественно, не устроила. И Москва пошла по другому пути: в 1999 году на площадях, арендованных у завода "Москвич", было организовано СП "Автофрамос", приступившее к сборке моделей Renault. Через два года арендуемые площади были выкуплены, а еще через три на них было создано полноценное автопредприятие, весьма успешно на сегодняшний день выпускающее модель Renault Logan.

Что же касается самого "Москвича", то завод уже просто агонизировал. В 2001 году выпуск машин составил всего 810 штук, которые практически не раскупались. Еще через год Мосэнерго за долги (435 млн. рублей) обесточил цеха завода. Электронная начинка конвейеров от перепадов температур в неотапливаемых цехах вышла из строя и, по заявлению экспертов, восстановить ее невозможно.

В марте 2002 года Мосгордума обратилась к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой повлиять на РФФИ с целью ускорения процесса передачи акций ОАО "Москвич" городу Москве. В случае передачи акций Москве город готов был взять на себя обязательства по возвращению части долга (157,3 млн. долларов - столько было вложено в строительство корпуса, переданного ОАО "Автофрамос"). Столичные депутаты были услышаны коллегами из Госдумы: в ноябре 2002 года бюджетный комитет Госдумы рекомендовал нижней палате принять законопроект о списании задолженности ОАО "Москвич" по кредиту, взятому в 1987-1991 годах. Федеральное собрание РФ ГД внесло в Закон о бюджете на 2003 год 111-ю статью, предусматривающую урегулирование задолженности ОАО "Москвич" по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды (включая штрафы и пени) по состоянию на 1 января 2003 года, а также задолженность по валютным и рублевым кредитам.

Реструктуризацию и списание долгов планировалось провести во втором полугодии 2003 года. В это время задолженность ОАО "Москвич" только по кредиту составляла уже 700 млн. долларов. Кроме того, "Москвич" в течение трех месяцев не платил аренду Московскому земельному комитету. Набежало 25 млн. рублей, и 7 мая 2003 года Москомзем совместно с Комитетом города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) первым инициировал заявление о признании ОАО "Москвич" банкротом.

На 26 декабря 2004 года были назначены торги по продаже имущества ОАО "Москвич", но они были отменены по решению Арбитражного суда по инициативе мэра Москвы. Ю. Лужков был против того, что Анатолий Сиваков выставляет все объекты единым лотом. 22 сентября 2005 года аукцион все-таки состоялся: его организацией занималось ООО "Консалтинговая фирма "Трейд-Консалт".

Одним лотом

На сегодняшний день только прямая задолженность ОАО "Москвич" превышает 23 млрд рублей, из которых две трети составляет долг перед государством за те самые изначальные 385 млн. долларов.

Естественный вопрос, который не может не возникнуть: может быть, кредиторы получили бы большую отдачу, распродай они имущество завода по частям?

"Мы проводили серьезные финансовые изыскания по этому вопросу, - рассказала помощник конкурсного управляющего ОАО "Москвич" Ольга Финк. - Прибыльность от продажи имущества завода по частям представляется сомнительной. Во-первых, потому, что на заводскую территорию заключен единый договор аренды. Так что приобретателю каждого из объектов пришлось бы заключать новый договор. Во-вторых, на территории завода действует единая система инженерных коммуникаций. Прокладывание индивидуальных коммуникаций к отдельным объектам и повторное подключение обошлось бы собственникам в астрономическую сумму.

И, в-третьих, в перечне имущества есть как ликвидные, так и неликвидные объекты. Последние пришлось бы выставлять на торги вторично, что обойдется конкурсному управлению в солидную сумму. Но, конечно, если не найдется покупатель единого лота, мы рассмотрим возможность пообъектной реализации имущества завода.

Еще один комментарий во время недавней пресс-конференции дал руководитель Департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Пантелеев:

- У нас действительно есть интерес к имуществу завода "Москвич", особенно к социальным объектам. Мы бы хотели, чтобы Дворец культуры - объект уникальный в своем роде - остался в собственности города. Важно сохранить его статус. Есть у нас планы и на развитие заводской территории. Например, достигнута договоренность с СП "Автофрамос" об увеличении объемов производства через полтора года с 60 до 80 тысяч автомобилей. А, может, и больше. В старых цехах и главном корпусе мы планируем собрать производителей автомобильных комплектующих - этот вопрос сейчас активно прорабатывается. Так что мы намерены принять участие в торгах 4 декабря, мы к ним готовимся и готовимся эту промышленную площадку всячески развивать.

Найдет ли имущество завода нового владельца? Несмотря на то, что до торгов еще почти месяц, думается, что да: желающие приобрести недвижимость "Москвича" есть. Например, за счет цехов завода можно существенно расширить производство на том же СП "Автофрамос", организовать здесь же выпуск комплектующих и запасных частей. Кроме того, город заинтересован в организации сборки на одном из автопредприятий города автомобилей "Ока-2", на которые у ВАЗа сейчас нет ни сил, ни средств.

Лев Демин

04.12.2006

комментарии:

Карта сайта

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Поиск по сайту