Меню раздела

Наши проекты

ОПРОС

Можете ли Вы себе позволить отпуск за границей?
Да, поеду обязательно, заодно приценюсь к зарубежной недвижимости (41%)
Вряд ли, максимум отправлюсь на юг России (13%)
На даче тоже можно хорошо отдохнуть (19%)
Какой отпуск в кризис?! (28%)



Показать все опросы →

Темы недели

Рисовать пальцами учат в Кремле

Версия для печати
Теги не заданы
Комментариев: 0

Собственно, пальцевая живопись, как ее называют искусствоведы, существует достаточно давно. Мы знаем, что энергично прикладывал руки к своим произведениям Ван Гог. Великий Леонардо растушевывал пальцами свое знаменитое сфумато. Есть сведения о том, что школа пальцевой живописи существовала в Японии еще в ХIV веке. А наш современник, ярославский художник Александр Петров, рисуя пальцами по стеклу, создал оскароносный мультфильм "Старик и море"...

Сегодня у нас в гостях художница, создающая свои работы пальцами, Людмила Зотова. Мы беседуем в ее квартире на Кутузовском проспекте.

"Живопись - это немножко стриптиз"

Обилие картин. Они висят не только в комнатах, но и во всех так характерных для бывших коммунальных квартир переходах-коридорчиках, закутках и закуточках и даже в этом странном предбанничке между ванной и туалетом. Так и забыла спросить хозяйку о его назначении. Впрочем, я думаю, она сама об этом мало беспокоится.

- Что-то я не вижу у вас букетов из кистей, которые обычно стоят у художников на подоконниках. Вы вообще не работаете кистью?

- Конечно, кистью я умею работать, это достаточно легко, но когда идешь своим путем, рисуешь душой и сердцем, ощущаешь фактуру полотна и создаваемой картины, то это совсем другое.

- Но ведь есть довольно тонкие линии.

- Я использую иногда кисти, но чаще - кончики ногтей.

- Вот вы подходите к чистому полотну. С чего начинаете? С рук?

- Только с рук! Мой фон, мои задумки, - все, от чего я отталкиваюсь. Ко мне неоднократно приезжали телевизионные программы, они всегда просят: покажите. Мне не очень хочется, так как живопись, подобно любому творчеству, с одной стороны, интимный процесс, а, с другой стороны, немножко стриптиз. Но я иду на это: пусть люди увидят, как можно себя выразить. У меня уже появились последователи.

- А где вы учились?

- У меня два высших образования: филологический и журналистский факультеты МГУ. Что касается работы… Сначала это были "Ведомости Верховного Совета", отдел Кремля, который находился в "Известиях", я присутствовала на сессиях, съездах, планово-бюджетных комиссиях. Потом получила предложение работать в Кремле. Это очень красиво - ходить на работу в Кремль через Спасские ворота. В мои обязанности входила подготовка документов для подписи первым лицам. Я занималась этим довольно долго - лет двадцать.

- Что-то никак не вяжется этот вид деятельности с вашими картинами...

- Нет, я тогда и не думала рисовать! Но в конце 80 и начале 90-х, как вы помните, начался период большого слома. Все кругом стало неустойчивым, дрогнул "Союз нерушимый", стоном и болью взорвался Нагорный Карабах.

Я очень переживала. Принимаемые каждый день законы не работали, деятельность наша становилась бессмысленной. И однажды на очередном заседании Верховного Совета, во время перерыва я спустилась к себе в кабинет в полном отчаянии. Передо мной лежали чистые бланки правительственных писем на великолепной бумаге верже. Я должна была заполнить чем-то эту пустоту. Но чем? У меня только ручки и сверхтвердые карандаши. По счастью, с собой оказался набор ланкомовской косметики для глаз. Помните такие большие коробки в форме бабочки?

- Помню, я сама такой же пользовалась. Там было несколько десятков оттенков.

- Но сначала я взяла черный косметический карандаш и стала им водить по бумаге. К моему великому изумлению, возникла картина: зимний закат, косогор, замерзшая река, по которой идет лошадь, а за ней - санный след. После заседания - было уже очень поздно - я снова взялась за рисунок. "Все в Кремле есть, - подумала я. - А самого главного - красок - нет". Здесь и пригодилась косметика фирмы "Ланком" - это же отличная палитра!

Я сделала бирюзово-голубое небо, зеленые елки, шоколадную избушку под снегом, потом появилось солнце, пошел снег, и все засверкало. Получилось очень красиво, ведь бумага была как шелк, да еще эти никому непонятные краски.

Потом появились еще какие-то сюжеты. Я начала рисовать постоянно. Мне это помогло восстановиться, справиться с собой. Работы мои нравились, и я их охотно раздаривала сотрудникам.

Когда в 91-м начались сокращения, для многих это было трагедией, а я радовалась: не надо завтра рано вставать и идти на работу. Можно целиком заняться любимым делом. В этой ситуации меня очень поддержал муж: "Попробуй!" Вот и пробую уже шестнадцать лет!

Когда позже M.Горбачев увидел мои работы, он пошутил, чтобы я не забывала упоминать в своих интервью, каким мягким и добрым было его руководство, которое не сковывало творческие порывы подчиненных, а, наоборот, предоставляло полную возможность для расцвета их таланта. Вот, упоминаю, Михаил Сергеевич.

- Ваша первая выставка состоялась уже в 91-м. Расскажите о ней.

- Лучше я расскажу, как в 99-м в Брюссель поехала. Это был год 200-летия А.Пушкина. Меня спросили: "А как у вас с Пушкиным?" - "Отлично!" - ответила я. "У вас есть что-нибудь для юбилейной выставки в Брюсселе?" - "Конечно!" (У меня не было ничего! Разговор шел в мае, а в июне - выставка. Но это же - Брюссель!) - "Что именно?" И я стала описывать мгновенно возникшие передо мной образы: Филолог в прошлом, я отталкиваюсь от пушкинской поэзии. Например: "Она одна. Все тихо. Светит ей луна". Татьяна пишет письмо, в комнате старинная мебель, а перед ней - раскрытое окно, ночь, звезды, ведь любовь - это что-то космическое".

Как только я озвучила картину, осталась ерунда - нарисовать. Я работала как одержимая ночи напролет, краски сушила феном, и пятнадцать работ к сроку были готовы. Я не думаю, что это была афера - просто небольшая авантюра.

Вопреки советам знакомых не везти картины "в эту закормленную живописью Европу, где на каждой улице по пять галерей", выставка прошла успешно. Приходили даже потомки Пушкина. Все мои картины были раскуплены, а вот этот портрет Александра Сергеевича я привезла обратно - есть вещи, с которыми не хочется расставаться. Это мой Пушкин - энергичный, гениальный, трагичный.

- Если у вас во время работы перепачканы все руки и даже лицо, как я вижу на фото, то сколько же переводите одежды?

- Одежду беречь надо! Ее лучше вовсе не надевать…

- И напоследок вопрос о вашей мастерской… Эту шикарную квартиру в сталинском доме на Кутузовском, вы, конечно, получили во время работы в Кремле?

- Нет, что вы! Это только благодаря моей инициативе, моей энергии. Не знаю, чем объяснить, но однажды, проезжая в машине с мужем и свекровью мимо этого дома, я сказала им, что буду жить здесь, на втором этаже. Так и случилось. Но этому счастью предшествовала кипучая деятельность: мне предстояло расселить коммунальную квартиру. Я выстроила цепочку из одиннадцати звеньев, какие-то из них вываливались, восполнялись новыми. Потребовалось много времени и усилий, пока все получилось.

- Наверно, в этом доме случались интересные истории?

- Старожилы рассказывали, что однажды проезжал мимо Сталин, остановил машину, вошел в арку, повернул в ближайший подъезд - это как раз мой, поднялся на второй этаж, вошел в одну из квартир (думаю, что в мою) и сказал: "Хороший дом, Надо за него премию дать". И архитектор действительно получил сталинскую премию.

Беседовала Ольга Любашина

17.01.2007

комментарии:

Карта сайта

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Поиск по сайту