Завод, о котором так долго спорили московские и федеральные власти, внешние управляющие и кредиторы, похоже, действительно перестал существовать: 4 декабря 54 его недвижимых объекта купила Группа Компаний "Метрополь", заплатив 210 млн. долларов (5,502 млрд рублей).
Эта сумма лишь чуть выше стартовой цены в 5,5 млрд рублей. О втором участнике торгов - компании "Прометей" - неизвестно практически ничего. Аналитики считают, что второй участник торгов просто стал подставным юридическим лицом - для того, чтобы сделать сами торги легитимными. Ведь после того как Правительство Москвы неделю назад отказалось от участия в торгах, а компания "Миракс Груп" не успела внести залог, на имущество завода претендовала лишь ГК "Метрополь". Что делало сам принцип аукционных торгов бессмысленным.
Группа Компаний "Метрополь" ведет свою историю с 1995 года. Именно тогда инвестиционно-финансовая компания (ИФК) "Метрополь" получила лицензию на осуществление брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами; дилерской деятельности на рынке ценных бумаг; деятельности по доверительному управлению ценными бумагами; депозитарной деятельности. Активность компании была сконцентрирована на работе с ценными государственными бумагами, которые обеспечивали приемлемую доходность при минимальном уровне риска. За прошедшие 11 лет "Метрополь" превратился в группу компаний, объединяющую несколько направлений бизнеса. В ГК "Метрополь" входят, кроме упомянутой выше ИФК, паевые фонды и фонды пенсионных накоплений, девелоперская компания, корпорация "Металлы Восточной Сибири", группа "Русские аккумуляторы", завод "Электроисточник", Подольский аккумуляторный завод, Тольяттинский хладокомбинат и другие.
Ну, а что касается позиции городских властей, то она пока малопонятна.
Сейчас в Департаменте имущества Правительства Москвы категорически отказываются от комментариев, ссылаясь на то, что руководитель департамента Владимир Силкин в отпуске, его заместитель Валерий Ануприенко заболел, а больше ситуацию комментировать некому. Однако известно, что столичные чиновники хотели участвовать в аукционе и даже готовы были купить все имущество целиком. На территории завода планировалось создать новые мощности по сборке автомобилей "Рено". Но в последний момент Правительство Москвы отозвало свою заявку, аргументировав решение тем, что условия конкурса нарушают законодательство. Власти города якобы испугались того, что задаток в размере одного миллиарда рублей перечислялся на счет предприятия-банкрота, и эти деньги в любой момент могли быть списаны в рамках погашения задолженности.
"Позором" назвал прошедшие торги по недвижимому имуществу завода "Москвич" мэр Москвы Юрий Лужков. И вовсе не потому, что Правительство Москвы отказалось в торгах участвовать.
Выступая на заседании правительства столицы, мэр подчеркнул, что город сделал для спасения завода от банкротства все, что было возможно. Москва на протяжении последних десяти лет неоднократно обращалась в федеральный центр с просьбой уступить ей ОАО "Москвич". Однако каждый раз Москве выставлялось одно и то же обременение - компенсация стоимости оборудования, закупленного в конце 80-х годов для моторного завода "АЗЛК". Цена обременения - 600 млн. долларов. Как заявил Ю. Лужков, при таком бешеном обременении город не мог пойти на покупку. "Теперь "Москвич" просто продан за долги без этого обременения. Я считаю это позором", - сказал Ю. Лужков, добавив, что ответственность за банкротство завода лежит на федеральном правительстве.
Напомним, что Правительство Москвы отказалось от участия в аукционе из опасения потерять миллиард рублей - залог, составлявший 20 процентов от стартовой цены завода. По условиям торгов, эта сумма для победителя аукциона становилась невозвратной. Деньги поступали на счет завода и должны были пойти на погашение долгов по заработной плате.
Так что победителем стала ГК "Метрополь": в ее собственность переходят 90 гектаров земли старой и новой территории завода, 54 объекта недвижимости, многие из которых были построены в 30-50-е годы прошлого века, десятки километров изношенных коммуникаций и автосборочное оборудование. Кроме того, Метрополю достались и обременения: приобретателю земли и недвижимости придется решать сложные вопросы продления и переоформления арендных отношений.
Впрочем, сомнительно, что ГК "Метрополь" будет застраивать без малого сотню гектаров самостоятельно. Глава компании Михаил Слипенчук уже объявил о том, что именно входит в его планы, в интервью радиостанции "Маяк". Так, старая территория будет пущена под бульдозер и именно на ней, скорее всего, некие инвесторы смогут построить торгово- и офисно-гостиничный комплекс - по словам М. Слипенчука, уже ведутся переговоры с инвесторами. Что же касается новой территории, то ее ГК "Метрополь" готова продать тому, кто заинтересован в автопроизводстве. То есть, - СП "Автофрамос". Скорее всего, покупателем выступит все-таки Москва. Так что потраченные средства компания планирует вернуть с прибылью уже через три года.
Лев Демин