Мода на каменные и кирпичные дома уходит в прошлое. Россия занимает первое место в мире по площади лесов. При этом наша страна находится в числе самых отстающих по объемам использования древесных материалов на квадратный метр обновляемого жилого фонда. Почему сложился такой парадокс и что делается, чтобы переломить ситуацию? Об этом журналистам рассказали представители компании "Зодчий" - лидера на рынке деревянного домостроения.
Лесная страна
Россия - крупнейшая лесная держава. Запасы древесины на корню в целом по стране - около 82 миллиардов кубических метров, а площадь лесов составляет около 23 процентов площади лесов на планете. По этим показателям наша страна уверенно лидирует и занимает со значительным отрывом первое место в мире. Для сравнения: на США и Канаду (каждую в отдельности) приходится около одной десятой части лесных площадей мира, а на Индию и Китай (суммарно) - только одна двадцатая.
По последним данным аналитиков рынка деревянного домостроения, в строительной промышленности скандинавских стран на 1 кв.м жилья используется от 0,5 до 0,7 кв.м древесных материалов. В России, на территории которой сосредоточено более трети мировых запасов леса, этот показатель в десятки раз меньше: по приблизительным подсчетам он не превышает 0,03 кв.м на ту же единицу площади.
"Подобное состояние рынка деревянного домостроения объясняется множеством сдерживающих факторов", - рассказал генеральный директор компании "Зодчий.Ру", управляющий партнер Группы Компаний "Зодчий" Михаил Королев.
Одним из основных является находящийся в разрушенном состоянии некогда сильный лесопромышленный комплекс нашей страны. Кроме того, долгое время на рынке существовала устойчивая мода на объекты недвижимости из аналоговых материалов: кирпича и камня.
Но в последнее время люди, наверное, уже подустали от окружающих железобетонных и кирпичных гигантов и все больше стремятся быть поближе к природе, к традициям. Ведь издавна на Руси самыми удобными, комфортными и экологичными всегда считались именно классические деревянные дома.
Может быть, именно в этом причина наметившейся за последние три года тенденции возвращения интереса к деревянному строительству. А может, причины кроются в том, что при нынешних высоких ценах на современные стройматериалы себестоимость деревянного дома остается одной из самых низких.
По итогам сезона 2006 года с апреля по октябрь аналитики рынка зафиксировали увеличение потребительского спроса на целых 30 процентов. "При сохранении существующей тенденции к 2010 году древесина может стать главным строительным материалом", - рассказал М. Королев.
Шустрый спрос
Но сможет ли наш лесопромышленный комплекс угнаться за столь резким подъемом спроса на деревянные дома? "Ни российские лесопромышленные предприятия, ни строительные компании к такому резкому увеличению спроса в этом году были совершенно не готовы. Первые оказались не в силах обеспечить застройщиков качественным стройматериалом, поскольку объемы заготовок было невозможно предугадать даже в 2005 году. Строительные компании, в свою очередь, не располагали достаточным числом квалифицированных рабочих бригад, готовых выполнить растущее число заказов. В итоге, рынок рисковал наполниться неликвидным предложением деревянных домов низкого качества", - пояснил М.Королев.
Удовлетворить массовую потребность в покупке дачного жилья пытались и западные компании, на долю которых в 2006 году пришлось порядка 4% продаж деревянных домов. Однако отечественный спрос на западную продукцию ограничивали цены, превышающие среднерыночные на 20-25%, а также недостаточно развитые для масштабов российского рынка производственные мощности. В результате востребованными оказались дома ручной сборки, более дешевые, но недостаточно качественные из-за низкой квалификации строительных бригад и отсутствия современной строительной техники. Справиться с нарастающим объемом массового потребления объектов деревянного домостроения не сумела и российская промышленность. Лишенная бесперебойного финансирования, она была поставлена в зависимость от частных собственников и многочисленного подряда.
Все под контролем
Так как же решать проблему несоответствия спроса и предложения? " Проведенная оценка рынка деревянного домостроения и анализ перспектив его развития легли в основу формирования структуры компании и организации производства. В условиях острой диспропорции спроса и предложения встал вопрос комплексного подхода к индустриализации массового производства деревянных дачных домов. Взяв на вооружение западную индустриальную модель, компания "Зодчий" взяла под свое крыло весь процесс производства деревянного дома: от заготовки хвойных пород леса до сдачи готового объекта на участке. Теперь мы не зависим от других", - рассказал М. Королев.
Для руководителей группы компаний стало ясно, что обеспечить необходимый уровень качества, снизить себестоимость продукции для достижения адекватной возможностям массового потребителя стоимости продукции и на этой основе соответствовать актуальным запросам рынка возможно только при создании производства полного цикла - от лесозаготовки до строительной площадки.
В результате в Группу Компаний "Зодчий", кроме строительных подразделений, вошли деревообрабатывающий комбинат, три леспромхоза и сплавпредприятие, был взят в аренду лес, создан домостроительный комбинат.
По словам М. Королева, такой подход позволил улучшить прежде всего качественные составляющие, которые недостижимы в условиях кустарного производства. Более того, промышленное производство типовых проектов домов привело к снижению их конечной стоимости, а также сократило сроки выполнения заказа до минимума.
Благодаря тому что специалисты компании выбрали правильную стратегию развития и смогли спрогнозировать повышение спроса на деревянные дома, компания "Зодчий" вышла в лидеры рынка деревянного домостроения. Обороты компании составили около 3 млрд рублей (порядка 100 млн. долл.) Объем серийного производства деревянных домов в 2006 году достиг 14 тыс. единиц, что составляет 45% в натуральном измерении от общего объема строительного рынка садовых домов. В течение сезона, с апреля по октябрь, на трех выставочных площадках компании "Зодчий" ежедневно реализовывали до 350 типовых домов, при этом ежедневно отгружали заказчикам с завода-изготовителя до 100 единиц готовой продукции.
"Мы готовы поделиться положительным опытом со всеми участниками рынка", - пообещал М. Королев.
Анна Санькова