Меню раздела

Наши проекты

ОПРОС

Можете ли Вы себе позволить отпуск за границей?
Да, поеду обязательно, заодно приценюсь к зарубежной недвижимости (41%)
Вряд ли, максимум отправлюсь на юг России (13%)
На даче тоже можно хорошо отдохнуть (19%)
Какой отпуск в кризис?! (28%)



Показать все опросы →

Темы недели

Единая и неделимая

Версия для печати
Теги не заданы
Комментариев: 0

В первой половине будущего года в Москве появится первая полоса для движения общественного пассажирского транспорта. Но вряд ли эта мера разрулит транспортный коллапс Москвы.

***

Полтора месяца назад, 24 октября, Правительство Москвы приняло постановление № 840 "О Городской целевой программе развития наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 гг.". Собственно, ничего революционного в этом документе нет: целевые программы принимаются каждые три года, и, между прочим, многие их пункты кочуют из одного постановления в другое просто потому, что для их реализации не нашлось возможностей. И, тем не менее, год от года документ этот становится все весомее, предлагая все более конкретные меры реорганизации дорожного движения.

И, в частности, 840-е постановление узаконивает эксперимент по выделению на трех городских магистралях - Волоколамском и Ленинградском шоссе и Ленинском проспекте - обособленных полос для движения исключительно городского наземного пассажирского транспорта.

Чтобы без пробок

По транспортным нормативам НИиПИ Генплана время в пути от одной наиболее удаленной точки на карте Москвы до противоположной, такой же далекой точки, должен занимать 55 минут. Ну максимум час. На деле же - если не час пик и нет пробок, - раза в полтора больше.

Оно и немудрено: нормативы разрабатывались тогда, когда количество автомобилей исчислялось единицами на тысячу душ, а сейчас у нас уже по 300-400 авто на тысячу жителей. Естественно, что автобусы и троллейбусы, а порой и трамваи, просто затерялись в огромном автомобильном потоке. Кроме того, именно пассажирский транспорт поневоле стопорит на несколько минут движение у каждой остановки. Пока всех пассажиров пропустит электронный кондуктор, пока водитель сумеет вырулить на вторую, а то и третью полосу, чтобы объехать припарковавшийся у обочины автомобиль, - проспект уже встал.

Ведь один-единственный автомобиль, оставленный даже не на остановке общественного транспорта, а у тротуара, приводит к многометровым пробкам.

Вот и получается, что пассажирский транспорт не передвигается, а с черепашьей скоростью тащится в пробке. В большинстве европейских стран придумали, как помочь общественному транспорту выполнять свои функции: выделили ему отдельную полосу, которая так и называется "полоса для движения общественного транспорта". В отечественных правилах дорожного движения ее выделяет буква А, нанесенная разметкой на дорогу.

Несколько лет назад, когда в зоне внутри Бульварного кольца начали вводить одностороннее движение, отдельную (встречную) полосу для троллейбусов выделили на улицах Маросейка, Полянка и др. Однако, как вскоре заявил главный архитектор города Александр Кузьмин, эксперимент с треском провалился: "В час-пик или во время пробок водители просто не обращают внимания на табличку, на которой написано, что эта полоса разрешена только для проезда общественного транспорта, и спокойно ее занимают", - рассказал главный архитектор столицы. По словам А.Кузьмина, для того чтобы полоса для общественного транспорта заработала, необходимо ее отделить от основной проезжей части так, чтобы другие автомобили не могли по ней проехать. Но тогда возникает другая проблема: автомобилисты не смогут пристать к обочине для посадки и высадки пассажиров. Именно это и заставило А. Кузьмина сделать прогноз, что в ближайшие годы выделенные полосы для общественного транспорта не появятся.

Как оказалось, с прогнозом он ошибся.

Попытка номер два

По мнению руководителя Департамента транспорта и связи Леонида Липсица, полосы, специально выделенные для движения автобусов и троллейбусов, будут способствовать сокращению числа частного автотранспорта на дороге, поскольку, когда автовладельцы увидят, что общественный транспорт идет быстрее, они предпочтут оставить свои транспортные средства дома.

Как рассказали в Департаменте транспорта и связи, вскоре должны быть подготовлены изменения в действующее законодательство, которые позволят строго наказывать таких нарушителей. Точный перечень изменений пока неизвестен, но, судя по всему, речь может идти об установках камер, фиксирующих нарушения и передающих все данные на компьютер, который будет автоматически рассылать штрафные квитанции с фотодоказательством нарушителям.

Кстати, в настоящее время за выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта, водитель может быть наказан по следующим статьям кодекса "Об административных правонарушениях":

12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона, пункт 3. "Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти МРОТ или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев.

12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

"Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ".

Хотим как лучше?

В высказываниях Л. Липсица звучал оптимизм: по его мнению, российского водителя перевоспитать можно. И в качестве примера он приводил поведение "наших" за рубежом. Где они - за редким исключением! - ведут себя более чем законопослушно и ничего не нарушают.

Однако, неоднократно испытывая на себе дороги Европы, автор этих строк привык к тому, что: во-первых, здесь наказание за нарушение весомо (до нескольких сотен евро) и сурово, а, во-вторых, неотвратимо. В России же вообще и в Москве, в частности, далеко не все принятые законы выполняются.

Ввели, например, запрет для "Газелей" выезжать в крайний левый ряд на скоростных многорядных дорогах вроде МКАД. И что? Кто-то следит за тем, чтобы этот запрет соблюдался? Отнюдь. А ведь задумка была неплохая. Таких примеров можно привести множество.

Можно ввести драконовские штрафы за выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта, но пока эти штрафы и прочие наказания (вплоть до лишения прав на несколько лет) не начнут действовать, не будет действовать и сама полоса.

Видимо, пока задуманный эксперимент грозит лишь бессмысленной тратой многомиллионных средств на установку дорогостоящей системы видеонаблюдения и ограничителей. Хотя московского автомобилиста, пожалуй, может остановить только бетонный забор в два метра высотой.

Между прочим

Во многих европейских странах, в частности, в Швеции, в некоторых городах общественный транспорт вообще обособлен от прочих средств передвижения. Например, в шведской автомобильной столице, городе Гетеборге, рейсовые автобусы передвигаются по путям скоростных трамваев там, где их маршруты совпадают. Более того: в наиболее транспортно напряженных районах города полосы для движения общественного транспорта отделены от проезжей части бетонными бордюрами.

Лев Демин

24.01.2007

комментарии:

Карта сайта

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Поиск по сайту