Исторический музей был учрежден по личному указанию Александра II в 1872 году и был построен архитектором В.О. Шервудом в 1881 г. в самом центре Москвы - на Красной площади. Музей является не только национальной сокровищницей России, где хранятся памятники истории от древнейших времен до наших дней, но и крупнейшим культурно-просветительским центром и научно-исследовательским учреждением. О времени, в которое создавался музей, об особенностях архитектуры музея и о людях, которые были причастны к его созданию, и пойдет наше повествование.
Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю...
велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание…
Музей - одно из самых могущественных средств к достижению народного
самосознания - высшей цели исторической науки. (К.Н. Бестужев-Рюмин).
Создание музея
Исторический музей был основан по инициативе видных представителей русской научной интеллигенции, в частности, либеральных и демократических ее кругов, проповедовавших идеи просвещения народа: середина 80-х годов ХIХ века обусловлена ростом национального самосознания и большого общественного подъема, наступившего после отмены крепостного права.
В 1867 году в Москве проходит этнографическая выставка от Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, а в 1872 году - политехническая выставка того же общества, в процессе подготовки к которой и родилась мысль о создании музея отечественной истории, который России был крайне необходим.
После закладки музея в 1874 году была создана специальная ученая комиссия для решения "научных вопросов, связанных с определением облика музея и характера отделки залов, выявления находящихся в распоряжении памятников, отбора экспонатов, обозначения событий, достойных увековечения в произведениях живописи и скульптуры".
К работе в комиссии были привлечены видные ученые - историки того времени: В.О. Ключевский, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.Е. Румянцев, родоначальник искусствоведческой науки Ф.И. Буслаев. Непосредственными создателями музея считаются известные историки А.С.Уваров и И.Е.Забелин, которые взяли на себя основную часть работы в ученой и строительной комиссиях.
Строительство музея началось в 1876 году на том самом месте, где столетием раньше в старинном здании Земского приказа помещались первые аудитории основанного Михаилом Ломоносовым Московского университета, переехавшего в свое новое здание на Моховой в 1793 году. Затем здесь были аптека, магистрат, Городская Дума, губернское присутственное место.
Площадка под строительство нового музея располагалась между кремлевской стеной с Никольской башней и Казанским собором.
Национальный акцент в архитектуре России конца ХIХ века
Архитектурное строительство второй половины ХIХ века в России тесно связано с развитием капитализма. С художественной точки зрения это было время господства эклектики, когда разбогатевшие российские купцы просили архитекторов строить свои дома, подражая готике, Ренессансу, мавританскому стилю и т.д. Псевдорусский стиль, ставший также разновидностью эклектики, получил распространение "под лозунгом возрождения национальных форм в архитектуре" и был обращен к традициям древнерусского зодчества ХVI - ХVII вв.
Помимо церквей, монастырей и частного гражданского строительства, в псевдорусском стиле теперь строятся вокзалы, театры, торговые ряды, городские думы и даже промышленные сооружения. Основной стереотип такого здания, подчеркивающий значимость России, вырабатывается к концу 80-х годов. Проектируя фасады этих зданий, зодчие стремились подчеркнуть национальное своеобразие архитектуры, воплощая в каждом из них образ самой России.
Именно к этому стремился и архитектор В.О. Шервуд, который строительством Исторического музея положил начало реконструкции центра Москвы, т.к. к 90-м годам здесь возник целый комплекс зданий в псевдорусском стиле - здание Городской Думы (арх. Д.Н.Чичагов, быв. Музей В.И. Ленина) и Верхние торговые ряды (арх. А.Н.Померанцев, ныне - ГУМ).
Шатровые завершения, большие и малые башни, шпили и многочисленные узорочья, пришедшие из русского деревянного зодчества ХVI - ХVII вв., разнообразные кокошники, фигурные наличники, множество орнаментов и других мелких деталей декора - все это зодчие пытались разместить на фасадах. Один из современников назвал эти мотивы "мраморными полотенцами и кирпичной вышивкой". Поэтому, глядя на фасад Исторического музея, трудно сказать, какова его этажность, притом, что залы музея просторны и хорошо освещены. Однако Шервуд решил одну из главных задач, удачно вписав этот дробный фасад здания в общий ансамбль Красной площади, украсив его двумя высокими, двумя низкими башнями, большой шатровой крышей и крыльцом, отделанным в древнерусском стиле. Характером силуэта и сложностью объемного построения здание музея перекликается с куполами и шатрами собора Василия Блаженного, а колоритом - с краснокирпичной стеной древнего Кремля.
Однако симметричное решение фасадов этого большого здания и общая композиция в целом позволяют отнести его к разряду гражданского строительства.
Открытие музея
Первые 11 залов музея были открыты для посетителей 8 июля 1883 года.
Московское археологическое общество и Московский университет передали в музей свои коллекции. Множество экспонатов было подарено богатыми купцами, у которых появились свои домашние музеи. Фонды стали пополняться и за счет покупки старинных вещей, изображений, рукописей и книг.
В настоящее время в Историческом музее представлено более 4,5 млн. предметов и около 15 млн. листов уникального документального архива, отражающих историю и культуру Российского государства с древнейших времен до наших дней.
Людмила Шестаковская