Меню раздела

Наши проекты

ОПРОС

Можете ли Вы себе позволить отпуск за границей?
Да, поеду обязательно, заодно приценюсь к зарубежной недвижимости (41%)
Вряд ли, максимум отправлюсь на юг России (13%)
На даче тоже можно хорошо отдохнуть (19%)
Какой отпуск в кризис?! (28%)



Показать все опросы →

Темы недели

Охота за жутким дебаркадером

Версия для печати
Теги не заданы
Комментариев: 0
Альберт Акопян


Написано на пристани:
«Не приставать! Не чалиться!»
А, в общем, очень хочется
Куда-нибудь пристать...
Эльдар Рязанов

Протяженность Москвы-реки в черте города составляет 75 км. Река извилиста, и ее физическое «присутствие» в Москве не менее значительно, чем Темзы в Лондоне, Сены в Париже, Дуная в Вене или Будапеште. Но роль реки в жизни Москвы, в сфере культуры, отдыха, развлечений, общепита близка к нулю.
Вдоль 250 км берегов основного русла, водохранилища, затонов, проток, каналов, бухт до недавнего времени стояло всего 117 дебаркадеров, имеющих лицензии Министерства природных ресурсов. ГУП «Мосводоканал» настаивал, что легальных, имеющих всю разрешительную документацию, дебаркадеров и теплоходов на приколе было в восемь раз меньше — только 15, из них 6 — на Фрунзенской набережной. Но именно по ним и был нанесен первый массированный удар, им была объявлена война.

На абордаж!
«Мы начали настоящую войну против этих сооружений, — заявил накануне последней атаки Юрий Лужков. — Мы решим задачу по удалению этих жутких элементов с Москвы-реки. Она должна быть чистенькой». Поскольку война объявлялась уже третий или четвертый раз с 2002 года, владельцы дебаркадеров отнеслись к демаршу как к очередному китайскому предупреждению. А зря. На этот раз к мэру столицы присоединился Олег Митволь, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования (Росприроднадзор). «Большое количество» выданных родным ведомством лицензий чиновник объяснил без затей: «Дал взятку чиновнику, и плавай у берега в самом центре».
На камеру прозвучало убедительно, хоть и двусмысленно. Но при всем нашем критическом отношении к чиновничеству, заметим, что самоубийц-рецидивистов среди них не много, а выдача лицензий, разрешений, согласований имеет жесткий регламент. То же Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по городу Москве ни в коем случае не даст визы, если заявитель не предоставит договоров с Мосводоканалом и Мосэнерго. Договоры у владельцев дебаркадеров есть.

Все судьбы в Его руках
Но что договоры! «Вам нравятся эти баржи, установленные, например, на Фрунзенской набережной? — спросил мэр подчиненных на одном из совещаний. — В одной из них расположен магазин керамической плитки!» (магазин съехал с дебаркадера в 2004 году — ред.). «Действительно, торговать кафельной плиткой на Москве-реке, как минимум, не цивилизованно», — согласился с Юрием Михайловичем Олег Львович. «Я начинаю анализ того, почему Мосводоканал и Мосэнерго подписали технические условия на присоединение этих барж к нашим сетям и коммуникациям», — добавил мэр. Одновременно указав и на наличие договорных отношений, и на способ их прекращения.
Через несколько дней Мосводоканал отключил дебаркадерам воду. Владельцы подали иск в суд, заметим, в московский суд, и выиграли дело. Но вскоре начались так называемые «проверки».
Цель этих действий руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин изложил предельно ясно: «Судьба этих дебаркадеров предрешена. Мы имеем абсолютно четкую позицию мэра столицы по однозначной отбуксировке всех дебаркадеров из черты города». Фраза, в которой половина слов достойна полужирного курсива с подчеркиванием. А значит именно «так называемые проверки».

Имперские набережные
О вкусах не спорят, был бы вкус. В рассказе Владимира Сорокина «Заплыв» описывается некий Город будущего: золотые дворцы, наползающие на полосу Реки каменные набережные, и даже бронзовые в Особом Пространстве, где живут Избранные. И полки пловцов-агитаторов, совершающих заплывы в студеной сентябрьской воде. В правой руке, всегда в правой, без перемены — шестикилограммовые масляные факелы. Факелы составляют цитаты из Книги Равенства. Если рука в судороге сожмет факел чуть сильнее, он лопнет и в факел превратится сам пловец. Что ж, по своему красиво. В эту картину даже впишется один из московских «дебаркадеров». Тот, что изувечил вид на стрелку Болотного острова. Чугунный, с парусами и пучеглазым истуканом.
В конце 1970-х, в ходе подготовки к Олимпиаде обсуждался проект туристического маршрута «Москва-река». Чуть ли не с самолета в Шереметьево-2 толпы интуристов пересаживаются на комфортабельные лайнеры на Клязьминском водохранилище и беспрерывно наслаждаются красотами советской столицы. Проект пришлось зарубить: на два-три восторженных («Москва — вторая Венеция!») было два десятка негативных отзывов участников тест-группы: кроме Кремля, Коломенского и пары-другой открытых пейзажей, туристам пришлось любоваться промзонами и наползающими на полосу реки каменными набережными. Сегодня на берегах реки появилось несколько красивых жилых комплексов, худо-бедно поднимается Сити, тают промзоны. Но никуда не делись холодные высокие имперские набережные. Москва-река — мертвая.

Архипелаг Москва
У слова «архипелаг» есть и значение без негативного подтекста. Несколько лет назад группа архитекторов-градостроителей из Бельгии, Голландии, Италии, Польши, США, Мексики и Индии и несколько студентов МАРХИ в ходе мастер-классов разработали и предложили три концепции развития городской среды Москвы. В центре двух концепций оказалась Москва-река. Особенно интересно предложение «Архипелаг» — создание цепочки «островов-доминант» выше и ниже «острова власти — Кремля». Эти «острова», обращенные как к реке, так и к «материку», должны стать центрами притяжения, эффективным средством развития инфраструктуры отдыха спальных районов.
«Злачные места», «увеселительные заведения» — хлестко, но не совсем справедливо. В европейских городах на дебаркадерах расположены не только рестораны и кафе, но также бассейны, выставочные центры, танцевальные студии, кинозалы. «То — там, а то — тут». Разумеется, в первую очередь развивается самый рентабельный сектор — дорогие рестораны на престижных набережных (но на дебаркадере «Как на Канарах» есть и бассейн). Чтобы за первой очередью наступила вторая, число дебаркадеров должно вырасти в разы, они должны встать в Тушине, Щукине, Мневниках, у Печатников, Марьино, Братеево, Капотни. Тысячи дебаркадеров — это иное качество жизни города, иная сфера хозяйства, иные цены, иной уровень заинтересованности в экологии реки.

Глубокое сожаление
Объяснить нелюбовь городских властей к дебаркадерам стремлением души к простору трудно: где угодно, только не в городе, где точечной застройкой улицы превращаются в тупики. Заботу об экологии тоже не стоит переоценивать. Среди коллекторов, выводящих в Москву-реку и Яузу очищенный сток, действительно, максимально очищенный сток, есть такие, каждый из которых стоит всех ресторанных дебаркадеров вместе взятых. Дебаркадеры выводят сток в городские коллекторы точно так же, как любое здание по соседству. «Конечно, всегда к борту что-то прибьет. Течение ведь, — объясняет сотрудник одного из плавучих ресторанов. — Мы вон боновые ограждения установили. Сразу видно, что наше, то наше. Постоянно вычищаем. Посетители понимают: по «морской традиции» даже окурок за борт бросать не принято».
Одна из причин атаки на дебаркадеры хорошо известна. Право выдачи лицензий на водопользование в акватории Москвы-реки городская администрация получила только 1 января прошлого года в связи со вступлением в силу поправок в Водный кодекс.
«К большому сожалению, — сетует Леонид Бочин, — за несколько дней до вступления в силу нового Водного кодекса, когда полномочия Московско-Окского бассейнового водного управления истекали, эта организация не постыдилась пролонгировать договоры на водопользование с очень многими предприятиями».
Собственно, отчего сожаление? Практика общепринятая. Например, объявляя мораторий на точечную застройку, мэр подчеркнул, что там, где строительство начато, оно будет продолжено. Оказалось, что контрактов до объявления моратория было заключено немало. Строители поспешили обозначить начало работ. Местные жители устроили акции протеста, дело дошло до стрельбы в воздух. Вот это действительно проблема, которую придется решать. Но ведь против дебаркадеров местные жители не выступали, верно? Думается, несколько десятков дебаркадеров не стоят «большого сожаления» главного столичного эколога. Тем более, учитывая предложения Юрия Лужкова установить у набережных плавучие парковки.

Наши, московские, родные
Но столичные власти способны и на другое отношение к «проблеме» дебаркадеров.
В соответствии с распоряжением, подписанным первым заместителем мэра в правительстве Москвы Владимиром Ресиным, в столице создается новый вид транспортных услуг — водное такси. Услуги оказываются силами ГУП «Берега Москвы». Организуются три маршрута. Первый от яхт-клуба «Крокус-сити» у МКАД до причала в зоне отдыха «Карамышево». Часть промежуточных причалов (Строгино, Щукино, Серебряный бор-1, -2, -3, Троице-Лыково и другие) относительно хорошо оборудованы. Часть причалов (по улицам Исаковского, Живописной и другие) только придется создавать. Что касается второго маршрута — на Химкинском водохранилище, то, по словам Григория Чугунова, генерального директора ООО «Водное такси», «его можно будет запустить только при наличии береговой инфраструктуры — оборудования для швартовки маломерных судов и обслуживания пассажиров». Речь идет о новых причалах на западном берегу водохранилища. «Организовывать» новые причалы придется и на третьем маршруте — вокруг Болотного острова.
Напомним, определение дебаркадера (от французского debarquer — сходить, выгружать на берег, от barque — большая лодка, барка) — «Плавучая пристань, причал, прикрепленный к суше или подводным опорам. Основа современного дебаркадера — понтон — бетонный корпус на стальной арматуре, заполненный полистиролом — легким, экологически безопасным, стекловидным веществом. Бетонный, не подверженный коррозии корпус — существенное преимущество дебаркадера перед баржами и теплоходами в качестве пристани».
В распоряжении заместителя мэра подразумевается именно установка новых дебаркадеров.

По реке на шашлычки
Есть и другой повод по-доброму улыбнуться. По словам Григория Чугунова, первый маршрут начал работать в тестовом режиме уже в мае прошлого года.
Стоимость вызова катера на час составляет несколько тысяч рублей в зависимости от классности и размеров. По московским меркам, такси недорогое. Ну, не совсем такси. На катере «по согласованию» можно поставить... мангальчик или решеточку для барбекю... Право, не на работу же компании из 10-20 человек в таком «такси» ездить.
Новые, «внепричальные» функции средневековые дебаркадеры стали приобретать в XII веке: прямо на них ставили свои скамьи и столы самые расторопные менялы и торговцы, а не позже XVII века на дебаркадерах появились первые таверны. Надо думать, московским властям не понадобится полтысячи лет, чтобы не только водные такси, но и причальные «сооружения» повернулись к потребителю лицом. Ведь это будут не чужие, «федеральные», а наши, «московские», дебаркадеры.

Подходи, налетай, дебаркадер покупай
Но еще интереснее другое сообщение. О том, что тот же ГУП «Берега Москвы» разработал проект «искусственного пляжа на понтоне». На плавучей платформе находятся, бассейны с системой очистки и подогрева воды, шезлонги, душевые, туалеты, кабинки для переодевания. И ресторан. По словам Дмитрия Соловьева, заместителя гендиректора ГУП, заказчик проекта стоимостью около €500 тысяч — некая частная компания. Плавучую платформу можно установить на любом водоеме: «Это хороший и экономически выгодный путь решения проблемы отдыха в столице».
Неважно, что подобный проект (судя по описанию, вполне типовой) в Германии можно купить в разы дешевле. Неважно, что в соизмеримую сумму обойдется и готовый дебаркадер с рестораном и бассейном. Неважно, что это за «частная компания», заказавшая такой проект предприятию с уставным фондом в 1000 минимальных размеров оплаты труда, созданному «в целях обеспечения безопасности жителей города при отдыхе на воде, обустройства и обслуживания пляжей, очистки водоемов и реки Москвы от нефтепродуктов и других загрязнений в местах массового отдыха граждан». Неважно даже, существует ли эта «частная компания» вообще. Важно то, что предпринимателям, желающим заняться бизнесом на московской воде, подсказали, куда им теперь следует обращаться.

Лодочка на веревочке
Ну и самое главное. Вроде бы дебаркадер, «лодочка на веревочке». Но при насыщенности Москвы-реки дебаркадерами даже в половину парижской, речь может идти о 10 и более млн. кв. м коммерческих площадей. Набережные освобождаются от промзон, реконструируются. Очень дорогие будут эти площади вплоть до Братеева и Капотни. А прежде, чем начинать серьезную программу, площадку необходимо зачистить. Во избежание дурных примеров, неуместных вопросов и неизбежных недоразумений.
Но недоразумение все-таки случилось.
1 сентября Арбитражный суд столицы поддержал решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о том, что московское правительство борется с дебаркадерами незаконными способами. Эти способы перечислены: отключение от водоснабжения и электричества, незаконная установка Госавтоинспекцией рядом с плавучими ресторанами знаков, запрещающих стоянку, блокирование входа на дебаркадер под предлогом ремонта набережной и другие. ФАС будет добиваться наказания виновных. «Мы рассматриваем вопрос о привлечении к административной ответственности и наложении штрафов на хозяйствующие субъекты, которые препятствовали деятельности дебаркадеров. Это ГУП «Гормост», МГУП «Мосводоканал», Московская сетевая электрокомпания», — сказал заместитель начальника управления по контролю и надзору в области строительства, природных ресурсов и ЖКХ ФАС РФ Максим Кононенко. Посмотрим.

***
Пару лет назад довелось побывать в одном волжском городке. Ресторан на дебаркадере, кажется, не больше 20 м в длину. Ужин по цене московского бизнес-ланча. Играет не аккордеон даже, а всего лишь баян. Но крепкие местные ребята разговаривают между собой почти как английские джентльмены (так, чтобы слышали только те, к кому обращена речь, и не беспокоились остальные, независимо от расстояния до тех и других). Баянист играет «Цветущий май», «Рио-Риту», «Валенки», «Коробейников», «Кумпарситу», «Тико-Тико», «Встречу». А когда поднимаешься на верхнюю палубу, слышишь, как тихая музыка эхом возвращается от дальнего, темного, берега.
В Москве большие люди решают свои большие проблемы. А значит, такого ресторанчика здесь еще долго не будет.

30.09.2008

комментарии:

Карта сайта

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Поиск по сайту