Оборот гостиничного рынка РФ в первом полугодии 2008 года, по разным оценкам, снизится на 10-15%. Об этом говорится в исследовании департамента маркетинга Azimut Hotels Company.
В исследовании отмечается, что за последний год интерес к гостиничному рынку России со стороны иностранных инвесторов и операторов еще более возрос. На середину 2008 года под международными брендами в России работало 48 отелей на 12,9 тыс. номеров, а их уровень проникновения оценивался уже на уровне 7%. В 2008 году на российский рынок вышли два крупных международных отельных оператора: Sokos и Hilton. При этом, если раньше мировые гостиничные сети выходили только в высокоприбыльный сегмент 5* в Москве и Санкт-Петербурге (18% номерного фонда страны сконцентрировано в Москве и 8% – в Санкт- Петербурге), то Sokos подтвердил тенденцию развития иностранных брендов в сегменте mid market, а Hilton подтвердил свой интерес к освоению российских регионов. О своем желании выйти на региональный рынок в текущем году также заявили практически все присутствующие в России зарубежные гостиничные операторы. За последние 1-1,5 года новые отели под западными брендами появились в Калининграде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Перми и Челябинске.
Другая наметившаяся тенденция – появление в России все большего количества отелей мировых брендов средних ценовых категорий. В частности, в 2008 году международная Domina hotels group заявила о своем желании выйти на российский рынок в этом сегменте (в октябре проект был приостановлен). Открытие гостиниц в составе многофункциональных комплексов - еще одна из основных тенденций рынка.
Эксперты Azimut Hotels Company подчеркивают, что значительные коррективы в развитие гостиничного сектора внес финансовый кризис. Многие проекты по строительству отелей заморожены, сокращаются расходы отелей на маркетинг и рекламу, участие в отраслевых выставках. Общее падение объема рекламы в СМИ в октябре составило 9% по сравнению с октябрем 2007 года. В России, в отличие от многих европейских стран, кризис еще не сильно сказался на изменении загрузки отелей, что во многом связано с дефицитом гостиничных номеров. Кроме того, оптимизация расходов частных лиц должна привести к росту внутренней туристической активности, а «живые деньги», которые приносит гостиничный бизнес повышают его привлекательность для инвесторов в условиях денежного дефицита, но только для тех предприятий, у которых уже есть собственные отели (по оценкам Azimut Hotels Company, оборот российского рынка гостеприимства в 2008 году составит более $4,5 млрд).
«Глобальных изменений в российском гостиничном бизнесе в ближайшие годы эксперты не прогнозируют. Темпы его развития, безусловно, сократятся, оборот рынка в первом полугодии, по разным оценкам, снизится на 10-15%. Не прогнозируется значительного снижения цен на проживание в столичных отелях, что связано во многом с общим дефицитом гостиничных номеров, - говорится в исследовании.