Ввод торговых площадей в Санкт-Петербурге в 2008 году сократился, громких открытий торговых центров не приключилось, а некоторые сетевики свернули бизнес, даже не дожидаясь хлебного для ритейлоров декабря. Об этом говорится в обзоре компании «АйБи Групп»
По данным компании, в Петербурге по итогам года было введено в эксплуатацию около 438 тыс. кв. м торговых площадей в составе различных комплексов и мегабоксов (отдельно стоящих гипермаркетов). «Если подсчитывать их общее арендопригодное пространство (GLA), прирост составил примерно 305 тыс. кв. м. Результат скромнее, чем в 2007 году и тем более в 2006 году, но не так уж плох», - отмечает управляющий партнер «АйБи Групп» Юрий Борисов.
В 2008 году в Петербурге открылись 11 торговых и торгово-развлекательных комплексов — в общей сложности 369 400 кв.м (GLA — 237 230 кв.м). Самые крупные среди них — «Феличита», Atlantic City, «Атмосфера». Сети «Максидом», «Лента», «ОБИ» и «К-Раута» расширились каждая на один объект. Новый брэнд — гипермаркет «Зеленая Страна». Общая площадь введенных мегабоксов составила 68 400 кв. м.
«На знаковые проекты 2008 год, по нашей оценке, получился весьма бедным. Возможно, дело в том, что торговое изобилие всем уже приелось, и мы год от года ждем от девелоперов и операторов все большего. Поэтому к главным событиям в сфере петербургского ритейла я бы отнес не запуск очередных ТРК, а открытие двух крупных магазинов международных сетей — универмага ZARA в «Доме Мертенса» на Невском пр. и гипермаркета PRIZMA в пос. Новое Девяткино», - говорит Ю.Борисов.
По его словам, минувший год можно считать рекордным по появлению новых сетевых брэндов. В списке новых для города марок — Balenciaga, Bogner, Cortefiel, Fransa, Foot & Fruit, Lindex, Marina Yachting, Meucci, Tara Jarmon, Salvatore Ferragamo, Sasch, Time Out, «Яблочный мир» и др.
«К сожалению, есть и те, кто закрылся в прошлом году. Это семь магазинов сети Banana Мама, два магазина «Букбери», супермаркеты «Виктория» и «Гроссмарт», один универмаг «Детский мир». Меня поразило то, что эти операторы отказались даже от предрождественского урожая и не смогли красиво уйти в январе», - отмечает Ю.Борисов.
«Естественно, никто не думал, что 2008 год завершится именно так. Но нельзя забывать о том, что цикличное развитие рынков абсолютно закономерно, и уже на саммите-2007 мы говорили о том, что пришло время продавать торговые проекты. Выиграли, пожалуй, те девелоперы, которые были готовы реализовать такую стратегию и вышли в «кэш», - заключает эксперт.