Крупнейшая отечественная сеть магазинов бытовой техники и электроники (БТЭ) «Эльдорадо» впервые показала отрицательную динамику по результатам 2008 года. Ритейлер ссылается на сложности с кредитованием и падение спроса на технику.
В 2008 году продажи сети «Эльдорадо» в России (без учета салонов связи и франчайзинговых точек) составили $4,1 млрд, что на 4,2% ниже показателя 2007 года ($4,281 млрд). Выручка всей группы «Эльдорадо» в России и на Украине (с учетом салонов связи и поступлений от франчайзи, но без продаж сети «Сулпак» в Казахстане) составила около $5 млрд, что на 9,1% ниже аналогичного показателя 2007 года ($5,5 млрд). Ухудшение показателей ритейлер объясняет последствиями финансового кризиса, который «ограничил доступ к кредитным ресурсам, что негативно повлияло на оборотный капитал «Эльдорадо» и привело к снижению поступлений продукции в магазины сети в июле—октябре 2008 года». Так, в ноябре—декабре прошлого года сеть зафиксировала падение покупательского потока на 25% в сравнении со средним месячным уровнем до кризиса.
Недостаток оборотных средств «Эльдорадо» начала испытывать еще весной 2008 года, когда несколько банков-партнеров отказались пролонгировать ей действующие кредитные линии и потребовали досрочного погашения долгов. Кредиторы ссылались на предъявленные ООО «Эльдорадо», бывшей оптовой компании сети, налоговые претензии на сумму около 13,5 млрд руб. Сейчас ритейлер отрицает связь с этой компанией, а она уже переименована в ООО «Оптовик» и проходит процедуру банкротства. На начало 2008 года общий долг сети перед банками и поставщиками превышал $1 млрд. В рамках реструктуризации «Эльдорадо» привлекла кредит от чешской PPF Group на сумму $500 млн под залог недвижимости и 51-процентной доли в кипрской «Тентеко» (владелец 100% «Эльдорадо»). За счет средств инвестора к декабрю 2008 года просроченная задолженность сети перед поставщиками была сокращена до $64 млн (на июнь составляла $390 млн).
Между тем, по поданным экспертов, весь рынок БТЭ в прошедшем году вырос на 12-15%, а основные конкуренты — «М.Видео», «Техносила» и «Мир» увеличили продажи на 43%, 30% и 15% соответственно.
Источник: газета «Коммерсант»