Меню раздела

Наши проекты

ОПРОС

Можете ли Вы себе позволить отпуск за границей?
Да, поеду обязательно, заодно приценюсь к зарубежной недвижимости (41%)
Вряд ли, максимум отправлюсь на юг России (13%)
На даче тоже можно хорошо отдохнуть (19%)
Какой отпуск в кризис?! (28%)



Показать все опросы →

Темы недели

Хай-тек не пройдет!

Версия для печати
Теги не заданы
Комментариев: 0

Прошедший недавно общественный совет при мэре, на котором знаменитый архитектор сэр Норман Фостер представил свое видение комплеса "Зарядье", который планируется построить на месте снесенной гостиницы "Россия", показал, что архитектурная общественность пока не готова пустить конструктивизм в исторический центр столицы. С этим согласился и мэр Москвы Юрий Лужков, отправив проект на доработку. Своими впечатлениями делится председатель комиссии по развитию и перспективному градостроительству Московской городской Думы Михаил Москвин-Тарханов.

- Михаил Иванович, недавно мы стали свидетелями презентации проекта комплекса "Зарядья", выполненного в традициях конструктивизма. Расскажите, пожалуйста, немного об этом стиле. 

- Для меня конструктивизм - это господство технократии. Архитектуру нынешнего модернизма еще называют хай-тек. На что она похожа? Скажем, взять баночку, взять карандаш, поставить их рядом, будет торговый центр, положить баночку на бок - уже гениальный торговый центр. Таким образом, инженерная дизайнерская мысль торжествует над искусством и над культурой как традицией. Чтобы понять, чем отличаются мои взгляды от взглядов людей, которые составляют сегодня архитектурное большинство, можно вспомнить собор Парижской Богоматери. Этот таинственный собор, который несет в себе отпечаток человеческих рук, эти наслоения, эти химеры, вообще все строительство, архитектура как таинство.

- А какое место занимает во всем этом Норман Фостер?

- Он сегодня  является главным выразителем, квинтэссенцией  такой индустриальной дизайнерской и инженерно-технической мысли. Он наследник Жана Эйфеля - тоже гениальный человек и конструктор. Он наследник Ле Корбюзье, утилитарного подхода к архитектуре и носитель дизайнерского взгляда, похожего на застывший японский иероглиф, такая каллиграфия в камне,  металле или бетоне. Это все противоречит культурной традиции, историческому наследию. Там, где идет строительство XXI века, там я понимаю, время есть время, оно берет свое, оно должно существовать. Пусть строят там здания современные, любой формы, любого вида. И даже как некое чудо техники и предмет одного взгляда, одного впечатления такое здание вправе существовать, но в историко-культурный контекст эти здания не имеют право врываться. Даже конструктивистские здания, ворвавшись в этот старый контекст, уже начали его разрушать, а здания современные просто способны его уничтожить.

- В таком случае дайте, пожалуйста, оценку его проекту.

- С высоты птичьего полета весь комплекс похож на большую компьютерную мышь на коврике. Архитекторы себе верны: то, что они сейчас проектируют можно купить в магазине бытовой техники. Кофемолки, банки, бутылки…Норман Фостер человек продвинутый, он взял компьютерную мышь. Это уничтожение "Зарядья". Гостиница Россия была лучше, чем то, что предлагает Норман Фостер. Потому что гостиница "Россия" оставляла обрывки исторического контекста в виде оставшихся домов Варварки, терема Романовых, английского подворья. А когда появятся эти сооружения, то это будет совершенно другой квартал, а внутри этого квартала будет спрятана совершенно несвойственная Китай-городу вещь. Будет разрушена культурная среда, Китай-город закончится на Варварке, он не продлится дальше. Поймите меня правильно, мне очень нравится функциональная часть того, что предлагает Норман Фостер  - концертные залы, галереи, я согласен с любым его инженерным решением. Я не согласен с его культурным видением и его архитектурным стилем и  технократическим мышлением.

- Удовлетворило ли вас решение совета отправить проект на доработку?

- Когда на совете во время обсуждения проекта начали выступать наши архитекторы, каждый со своего ракурса показал, что здания непонятной формы, что слишком большая высотность, что улица Варварка совершенно раздавлена. Я не архитектор, и для меня архитектурные впечатления носят целостный характер. Я не умею, как архитектор дробить на части, для меня либо приемлемо либо неприемлемо. Когда я первый раз увидел этот проект, я испытал ужас! И был глубоко удовлетворен, когда Юрий Лужков решил все переделать. Единственное, не хотелось бы, чтобы сэр Норман Фостер огорчился, ведь все мы относимся к нему с огромным уважением. Посмотрим, что он предложит в следующий раз, вдруг его талант настолько велик, что он проникнет в идеологию Китай-города.

- Как вы считайте, целесообразно ли вообще приглашать иностранных архитекторов, учитывая наличие именно культурного контекста?

- Как я уже неоднократно говорил мэру, в историческом центре Москвы всякий архитектор должен стать добросовестным ремесленником. Но если у него есть талант, то он сумеет сделать так, что это будет уникально. Вот, скажем, пианист. Он играет по нотам, но если он гениальный пианист, он и гениально сыграет, внесет туда что-то свое. Так и архитектор.

Беседовал Евгений Бондарчук

22.11.2006

комментарии:

Карта сайта

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Поиск по сайту